Рождественские молитвы. Рождественские молитвы Чтобы здоровье было крепким
В светлый праздник Рождества Христова православные христиане традиционно посещают церковь и возносят молитвы во славу Господа. В этот день также молятся Высшим силам об обретении благополучной и счастливой жизни.
Каждый человек чувствует невидимую связь с Высшими силами. Они незримо следуют за нами, предупреждая о грозящих опасностях и предостерегая от неверных решений. В великие церковные праздники у каждого есть возможность поблагодарить молитвой за наставления на истинный путь, а также попросить о защите себя и своих близких. Православные молитвы очищают разум и способствуют духовному росту.
Молитва на счастье
«Господи, спаситель наш. Услышь раба своего (имя). Молю Тебя, Отец небесный, даруй мне веру искреннюю и освети путь мой тернистый. Научи следовать за Тобой и исполнять волю Твою. Дай обрести покой душевный и не терзаться муками совести. За себя прошу и за весь род людской: благость Твоя да снизойдет на нас. Счастье земное и покой душевный будут в нашей жизни. Твоими молитвами да наполнятся души наши. Аминь»
Молитва о благополучии и счастье Богородице
«Святая Спасительница рода людского. Услышь молитвы рабов Божьих. Воздаем Тебе слова искренние и радуемся вместе с Тобой в этот праздник. Ты даровала нам Спасителя нашего. Узри же наши чаяния и не оставь нас в час трудный. Даруй нам покровительство свое, да не оставь нас в сомнениях и робости. Проведи нас путем истинным и праведным. Молим Тебя, заступница, дай сил справиться с напастями и не убояться трудностей. Счастье наше вверяем Тебе, души наши тянутся к свету Твоему. Аминь»
Молитва на счастье в любви
«Пресвятая Богородица, Царица Небесная. Только Ты сможешь понять и услышать меня. Взываю к Тебе и молю о защите меня, раба грешного (имя). Сердце мое для любви открыто, да не идет она ко мне. Пусто в душе моей и горестно. Даруй мне любовь искреннюю и праведную. Покажи избранного моего, свыше данного. Пусть наши судьбы в одну переплетутся и при поддержке твоей жизнь наша будет праведной. Аминь»
Молитва о счастье детей
«Господи Боже, спаситель наш, взываю к Тебе. Милости прошу у тебя за детей своих (имена). Сохрани и помилуй их, укрой своей дланью. Убереги от помыслов дурных и направь на путь истинный. Чада Твои малые, несмышленые. Открой им истину и позволь жить без греха в душе. Освети их путь и защити от глаза дурного, слова нечистого. Буду молить Тебя, возносить слова светлые и чистые. Помоги мне воспитать чад своих в вере истинной и счастье. Аминь»
В Рождество Христово мир наполняется благостью и счастьем. В это время принято прощать все дурные поступки и слова. Проведите 7 января с максимальной пользой и заручитесь поддержкой Высших сил для благополучной жизни без горя и печали. Желаем вам здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и
Молитва на Рождество Христово
Молитвой называют откровенное обращение к Богу. Содержание такого разговора может быть разным, оно в основном зависит от каждого из нас индивидуально. Так как с молитвой к Богу можно обращаться в любой момент, то и смысл слов может быть разным – от благодарности за что-то до просьбы и раскаяния. После произнесения текста молитвы человек становится благоденствующим и спокойным, потому что обретает душевное равновесие.Что делает молитва?
Моление действует на каждого человека умиротворяюще. Иногда такой разговор с Богом позволяет скинуть тяжкий груз и почувствовать себя легче и свободнее. Конечно, это касается только тех людей, которые искренне верят в существование высших сил и способны целиком открыть свою душу во время обращения к ним.
Текст молитвы может иметь свободную форму, можно просто произносить слова, идущие из глубины сердца. Каждый святой отец подтвердит, что это очень хорошо, если незнающий на память слов из молитвослова, пытается рассказать Богу о своём душевном состоянии так, как может. Такие молитвы называются частными. Они в большей своей степени будут нести в себе просьбу о чем-то или выражение благодарности о случившемся.
Есть ещё и второй тип – общественные моления. Это такие тексты, которые могут быть доступны в записанном виде каждому, благодаря им в церкви проводятся богослужения. Такие молитвы переходят из поколения в поколение. Тексты, как правило, чётко структурированы и состоят из обращений к Богу и всем святым, их восхваления, просьбы за всех страждущих или молящихся. Общественные молитвы делятся на несколько типов по смыслу. К первому относятся благодарственные тексты, в которых осуществляется выражение благодарности Богу за то, что он дал. Ко второму типу принадлежат молитвы-прошения. Они часто сопровождаются слезами и несут в себе просьбу помочь, дать сил в сложившейся ситуации. К третьему типу можно отнести покаянные тексты, в которых человек выражает своё сожаление о содеянном грехе или поступке.
Молитву можно не произносить вслух, а обращаться к Богу мысленно. Это даёт возможность каждому человеку в любой момент вести свой монолог с Богом, то есть когда он нуждается в этом.
Светлый праздник Рождества — это необычайно радостное и чудесное событие для каждого христианина. Бог стал человеком для того, что бы спасти нас, Он родился “по плоти” для того, что бы мы стали ближе к Богу.
Рождество Христово — это один из главных православных двунадесятых праздников и по значимости считается вторым после Пасхи событием.
Православные празднуют этот день ежегодно 7 января. В этот день заканчивается Рождественский пост, и начинаются Святки — время с Рождества Христова до Крещения Господня.
Молитвы на Рождество Христово — это, в первую очередь: радость, хвала Господу и величание светлого праздника.
В Рождество Христово православными принято приветствовать друг друга словами: «Христос родился!» и отвечать на приветствие: “Славим Его!”
Тропарь Рождества
Этот тропарь (гимн Рождеству) датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и потом в течении нескольких дней спустя, вплоть до 13 января.
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Русский перевод:
Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества
Это особый кондак (гимн), который исполняется в рождественские дни. «Дева днесь Пресущественнаго раждает» — этот кондак написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. По преданию, сама Богородица научила петь Романа и благословила его на сочинение этого гимна.
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Русский перевод
Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.
Рождественские стихиры
В православном богослужении, начиная с Рождественского поста, исполняются специальные стихиры (песнопения), которые напоминают о том, что Рождество приближается. Это один из таких стирх, взятый из Всенощной службы, в день святителя Николая (19 декабря).
Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?
Русский перевод
Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?
Самая известная рождественская стирха
Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Русский перевод
Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!
Молитва на Рождество Христово
«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной».
«Тем же молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».
Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!
Молитва – это откровенный разговор с Богом. К Создателю мы обращаемся, когда бывает особенно тяжело, просим помощи и поддержки в любых начинаниях, доверяем Ему самые сокровенные тайны и мечты и, конечно, благодарим Господа, произнося: «Слава Богу!» или «Спасибо Тебе, Господи!». Молитвы на Рождество Христово 7 января помогают во многих делах насущных, могут быть направлены на замужество, удачу, богатство.
Заглянем в Молитвослов
Есть моменты в жизни православных, когда молитва особенно сильна, и просьбы быстрее доходят до Небес:
- Молитвы служителей церкви – священников, монахов обладают большей силой, чем молитва обывателя, произнесенная между делом.
- Молитва в храме, который является проводником наших прошений к Богу. Просьбы, произнесенные в храме, Господь исполнит в первую очередь.
- Соборная молитва, когда одновременно молится большое количество верующих. Сила ее увеличивается многократно.
- Молебное обращение в великие святые праздники.
Существуют особые тематические молитвы на Рождество Христово:
- на здоровье;
- о замужестве;
- на деньги и богатство;
- на счастье и благополучие;
- на удачу;
- ангелу-хранителю для детей.
Тексты этих молитв приведены в специальном сборнике – Молитвослове для православных христиан.
Важно!
Всем известны традиционные слова, которыми православные поздравляют друг друга с Пасхой: Христос Воскресе! – Воистину воскресе! В Рождественские дни есть подобное величание. «Христос родился!» – восклицают верующие. «Славим Его!» – следует ответ.
Традиции праздника
Рождеству Младенца Иисуса предшествует многодневный строгий Рождественский пост. Он длится 40 дней – с 28 ноября по 6 января. Последний самый строгий день поста называют сочельником от названия блюда, которое готовят и подают на стол в ночь накануне Рождества.
По традиции в этот день не вкушают никакой пищи до позднего вечера, пока на небе не появится первая звезда. Тогда вся семья садится за стол и, помолившись, приступает к трапезе.
Сочиво задает настроение торжеству и помогает настроиться на благоговейный лад перед чудом, о котором возвестила миру взошедшая на небосводе Вифлеемская звезда.
Совет!
Рецепт рождественского сочива очень прост. Но блюдо получается вкусное и питательное. Его готовят из зерен пшеницы с медом и семенами других растений – мака, орехов. Добавляют фрукты, изюм, цукаты.
В наши дни пшеницу заменяют другими крупами – рисом, овсом, ячменем. Подкрепив молитву, пищу духовную телесной пищей, люди устремлялись в храмы. Рождественское богослужение с крестным ходом начинается ровно в полночь.
Читайте также
Рождество Христово - один из величайших праздников для всего православного народа. С этим праздником связано…
Как правильно молиться
В рождественскую ночь православные верующие устремляются в храмы на всенощное бдение, переходящее в Божественную Литургию. Особые праздничные молитвы читаются 7 января на Рождество Христово, чтобы славить пришествие в мир Спасителя рода человеческого. Некоторые из божественных песнопений исполняются только на этой службе, то есть один раз в году.
Иисус родился, Господь Бог уже среди нас, Он пришел, чтобы страданиями и смертью искупить людские грехи и подарить надежду на воскресение и жизнь вечную. Таков вкратце смысл праздничного богослужения.
Если по каким-либо причинам побывать в храме не представляется возможным, помолиться можно, оставаясь дома. Для этого, прежде всего, надо настроиться на особый молитвенный лад. Встать перед иконами, зажечь восковую свечу. Такие свечи для домашней молитвы продаются в церковных лавках.
Главной иконой праздника считается «Рождество Христово». Хорошо, если она найдется дома.
Перед началом молитвы нужно отрешиться от суетных земных мыслей, обид, зависти и злобы. После этого можно начинать разговор с Богом. Главная молитва вечером на Рождество Христово и весь день 7 января «Рождество Твое, Христе Боже наш».
Она состоит всего из двух частей – одного предложения, возвещающего о появлении на свет Младенца Иисуса и прославляющего Его, и славления: «Господи, слава Тебе!»
О чем можно просить
Господь откликается на любые просьбы, не имеющие под собой злого умысла. Но не принято напрямую просить у Бога денег или любви. Так как стяжательство, алчность, а также страсти и плотские утехи в православии считаются грешными помыслами.
Поэтому просим не богатства, а помощи в делах и избавления от нищеты. Не победы над недоброжелателями, а защиты от них, не счастливой любви, а хорошей жены, доброго мужа, мира и счастья в семейной жизни.
Помощь последует очень скоро, только надо понимать, что Господь посылает человеку лишь то, что ему действительно необходимо. Если кажется, что желание не исполнилось, следует внимательно проанализировать все недавние события. Возможно, был какой-то знак, посыл, которому вы не последовали или не придали значения.
Возможно, вашу просьбу проигнорировали, чтобы уберечь от большого зла. Бог любит своих детей, заботится о чадах и наставляет нас на путь истины.
Читайте также
Ежегодно верующими христианами по всему миру отмечается праздник Сретение Господне, приуроченный в память принесения…
Молитва о замужестве
На Рождество Христово молодые девушки и одинокие женщины читают молитву на замужество, обращаясь к Пресвятой Богородице. Именно Богоматерь является покровительницей всех жен, ведь она родила Младенца Иисуса от непорочного зачатия и воплотила всепоглощающую беззаветную любовь как самопожертвование.
О послании семейного счастья молятся также:
- Матроне Московской;
- Петру и Февронии;
- Ксении Петербуржской;
- Николаю Чудотворцу;
- своему святому покровителю.
Даже если под рукой нет соответствующей молитвы или старославянский текст ее кажется совсем непонятным, можно молиться своими словами. Звучать это может примерно так:
«С великой радостью, верой и надеждой взываю к Тебе, величайшая из всех женщин. Пресвятая Богородица, Дева Мария, я раба Божия (имя) молю Тебя о помощи. Прошу, подари мне настоящую, верную и искреннюю любовь, пошли доброго и заботливого мужа (перечислить другие качества, которые хотите видеть в своем возлюбленном) для создания крепкой надежной семьи, рождения и воспитания детей, долгой и счастливой совместной жизни. Да святится имя Твое! Аминь!»
Не следует ожидать, что суженый постучится в дверь уже завтра. Прежде всего молитва поможет работе над собой, укажет путь, которым нужно идти к тому единственному и любящему, готовому стать защитой и опорой в беде и в радости.
Нельзя молиться о любви конкретного человека, это похоже на навязывание своей воле святым.
Интересно!
С Рождества до Крещения (19 января) идут святки. Единственное время в году, когда церковь снисходительно относится к гаданиям. Каких только методов узнать свою судьбу не использовали. И сапоги за плетень бросали, петуху зерно насыпали, спрашивали имя у незнакомцев, лили растопленный воск в воду, смотрелись в зеркальный коридор.
Тропарь Рождества
Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника , который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.
Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся . Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Русский перевод:
Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества
В рождественские дни в храме исполняется особый кондак , гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Русский перевод:
Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.
Рождественские стихиры
В православном богослужении уже во время исполняются специальные песнопения – стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры – из под память (19 декабря):
Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?
Русский перевод:
Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»
В ходе Всенощного бдения самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира :
Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Русский перевод:
Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»
Послушать тропарь:
На заставке: Гороховец, фото Владимира Ештокина.
Мы должны знать, как и о чем мы молимся на рождественской службе. Священник Федор Людоговский дает обзор наиболее важных церковных молитв разных жанров. Переводы на русский язык, если не оговорено иное, принадлежат иеромонаху Амвросию (Тимроту) .
Ветхий Завет о Рождестве Христовом
Тексты из ветхозаветных книг звучат во время богослужения ежедневно. Чаще всего используется Псалтирь – книга, содержащая псалмы – молитвенные поэтические произведения, которые были написаны израильским царем Давидом и, возможно, другими авторами.
В канун Рождества Христова особое значение приобретают книги пророков, живших до пришествия Спасителю на землю. На вечерне , которая совершается накануне праздника, читаются паремии (фрагменты ветхозаветных книг), содержащие пророчества о Христе, о Его рождении от Девы. Здесь и книги, написанные, согласно церковному преданию, Моисеем, и книги других пророков – Михея, Исаии, Варуха и Даниила.
Первая из паремий – это самое начало самой первой книги Библии – Бытия . Здесь перед нами разворачивается повествование о сотворении Богом мира: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» . Далее в этом фрагменте еще довольно много говорится о воде. Тема воды возникает по той причине, что накануне самых больших праздников – Пасхи, Богоявления, Рождества Христова – в древней Церкви во время чтения паремий совершалось массовое крещение. Именно поэтому данная паремия из книги Бытия читается и в рождественский сочельник, и в крещенский, и в Великую субботу.
На великом повечерии торжественно звучат пророческие слова Исаии о Боге-Младенце:
Младенец родился нам, Сын, и дан нам.
<…> И называется имя Его: Великого Совета Ангел.
Чудный Советник.
Бог Крепкий, Властитель, Начальник мира.
Отец будущего века.
Рождественские стихиры
Это довольно древний жанр церковных песнопений. Одна стихира – это один абзац, одна строфа. На рождественской службе мы слышим стихиры разных авторов. Один из них – это святитель Герман, патриарх Константинопольский . Приведем ту его стихиру, с которой начинается рождественская вечерня:
Придите, возрадуемся о Господе,
изъясняя нынешнее Таинство:
разделявшая нас с Богом стена разрушена,
пламенный меч обращается вспять
и Херувимы отступают от древа жизни
и я приобщаюсь к блаженствам рая,
из которого был изгнан за ослушание.
Ибо неизменный Образ Отца
и Начертание вечности Его
облик раба принимает,
от не испытавшей брака Матери произойдя,
не потерпев при этом изменения.
Ибо Он остался, чем был – Богом истинным,
и принял на Себя то, чем не был,
человеком сделавшись по человеколюбию.
Воскликнем Ему:
«Боже, рожденный от Девы, помилуй нас!»
Другой автор, имя которого хотелось бы назвать, – это не патриарх и даже не мужчина. Знаменитая стихира «Августу единоначальствующу на земли…», которая поется на великой вечерне во время входа, принадлежит перу Кассии – поэта, гимнографа, композитора, монахини и основательницы монастыря в Константинополе. Приведем полностью текст этой стихиры в русском переводе:
Когда Август стал единовластным на земле,
прекратилось многовластие среди людей;
и с Твоим вочеловечением от Девы чистой
идольское многобожие упразднилось.
Одному мирскому царству подчинились страны,
и в единое владычество Божества племена уверовали.
Переписаны были народы по указу Кесаря,
записались и мы, верные, во имя Божества –
Тебя, вочеловечившегося Бога нашего.
Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!
Как видим, речь здесь идет о римском императоре Августе Октавиане, который в свое время положил конец междоусобной борьбе за власть и расширил границы империи. Христос родился в Иудее как раз во время правления Августа. И с Его рождением, по мысли Кассии, начался закат язычества и все народы стали поклоняться Единому Богу.
Рождественский тропарь
Тропарь – или, конкретнее, отпустительный тропарь – это одно из наиболее важных песнопений любого церковного праздника. Рождественский тропарь напоминает нам о событиях, описанных в Евангелии от Матфея: о пришествии Мессии и о мудрецах-звездочетах, пришедших с Востока поклониться новорожденному Младенцу. По-церковнославянски тропарь звучит следующим образом:
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу Правды,
и Тебе ведети с высоты востока.
Господи, слава Тебе.
А вот его русский перевод:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
озарило мир светом знания,
ибо чрез него звездам служащие
звездою были научаемы
Тебе поклоняться, Солнцу правды,
и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
Господи, слава Тебе!
Приведем также перевод, выполненный в Свято-Филаретовском институте:
Рождество Твоё, Христе Боже наш,
озарило мир светом познания,
ибо тогда звёздам служащие
звездою были научены
поклоняться Тебе, Солнцу Правды,
и познавать Тебя, Зарю свыше, –
Господи, слава Тебе!
Тропарь Рождества Христова многократно звучит во время праздничного богослужения: на вечерне, повечерии, утрене, литургии, а также в течение нескольких дней, следующих за первым днем праздника.
Рождественские каноны
В состав одной из рождественских служб – утрени – входят два канона. Канон – это гимнографическое произведение, образованное восемью-девятью песнями, в каждой из которых обычно имеется по две-три и более поэтических строфы. Первая строфа в каноне называется ирмосом, прочие именуются тропарями. (Не следует путать тропари канона с отпустительным тропарем, о котором говорилось выше.)
Один из канонов на праздник Рождества Христова написан гимнографом сирийского происхождения по имени Мансур ибн Серджун ат-Таглиби. Он жил в VIII веке и в молодости служил при дворе дамасского халифа. Христианскому миру он известен как Иоанн Дамаскин .
Другой канон (в порядке пения – первый) был написан другом и свободным братом Иоанна – святителем Космой, епископом Маюмским .
Канон Космы Маюмского открывается радостными, ликующими словами ирмоса:
Христос рождается – славьте!
Христос с небес – встречайте!
Христос на земле – воспряньте!
Пой Господу, вся земля
и с веселием воспойте, люди,
ибо Он прославился!
Впрочем, эти слова написал не сам Косма – он лишь перефразировал и немного расширил то, что несколькими столетиями ранее было сказано святителем Григорием Богословом в одной из его проповедей.
Приведем также фрагмент канона Иоанна Дамаскина. Первый тропарь второй песни этого канона отсылает нас к Евангелию от Луки, где описывается явление ангелов Вифлеемским пастухам, которые затем отправились посмотреть на младенца Христа:
Хор свирельщиков поражался,
необыкновенным образом удостоившись
узреть то, что превыше ума:
от Невесты пречистой всеблаженное рождение
и полк бесплотных, воспевавших
без семени воплощающегося Царя-Христа.
Кондак
После шестой песни второго канона в тексте рождественской утрени находится песнопение, озаглавленное словом кондак, а вслед за ним – икос. О двух этих строфах следует сказать подробнее.
Эти кондак и икос не являются частью канона. Это – всё, что осталось в нынешней службе от очень интересного произведения еще одного сирийского автора – Романа Сладкопевца . Роман родился во второй половине V века, то есть он жил позже, чем Григорий Богослов, но заметно раньше Иоанна и Космы, Германа и Кассии. Он был автором многострофных гимнографических произведений, которые мы так и назывались – кондаки. То, что мы сейчас именуем этим словом, – это лишь вступительная строфа Романова песнопения. А то, что нынче называется икосом, – это первая из ряда многих строф, содержавшихся в кондаке.
Однострофный кондак (т. е. кондак в современном смысле слова) – это, наряду с отпустительным тропарем, одно из главных песнопений любого праздника. Приведем церковнославянский текст кондака и его русский перевод.
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит.
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися
Oтроча Младо, Превечный Бог.
Перевод:
Дева в сей день Сверхсущественного рождает,
и земля пещеру Неприступному приносит;
Ангелы с пастухами славословят,
волхвы же за звездою путешествуют,
ибо ради нас родилось
Дитя младое, предвечный Бог!
А теперь для сравнения дадим вступительную строфу (то есть нынешний кондак) и первые две строфы основной части кондака на Рождество Христово в русском переводе иеромонаха Иакова (Цветкова), в редакции священника Михаила Желтова:
С егодня Дева рождает Превысшего всякого существа, а земля приносит вертеп Неприступному; ангелы вместе с пастырями славословят, волхвы же со звездой путешествуют: ибо ради нас родился Юный Младенец, Предвечный Бог!
Вифеем открыл [нам] Эдем - придите, увидим; мы нашли наслаждение в скрытном [месте] - придите, получим райскую [радость] внутри пещеры: там явился Корень ненапоенный [влагой], произращающий прощение; там явился Кладезь неископанный, из которого прежде сильно желал пить Давид; там Дева, родившая Младенца, тотчас утолила жажду Адама и Давида. Посему придем к этому [месту], где родился Юный Младенец, Предвечный Бог!
О тец Матери по Своей воле соделался [Ее] Сыном, Спаситель детей ребенком возлежал в яслях. Узнав Его, Родившая говорит: «Скажи мне, Дитя, как Ты вселился в Меня и как образовался во Мне? Вижу тебя, утроба [Моя], и ужасаюсь – ибо и молоком питаю, и остаюсь не познавшей брака. И хотя вижу Тебя, [Дитя], в пеленках, [одновременно] созерцаю девство Свое запечатанным - ибо Ты сохранил его, соблаговолив родиться [от Меня, о], Юный Младенец, Предвечный Бог!»
Всего же в основной части Романова кондака содержится 24 строфы (икоса). При этом начальные буквы строф образуют акростих – фразу, которая в переводе с греческого значит «Гимн смиренного Романа».
Следует заметить вот еще что. Все строфы кондака заканчиваются одним и тем же выражением – «Юный Младенец, Предвечный Бог» (по-церковнославянски – «Отроча младо, Превечный Бог»). Это особенность всех древних многострофных кондаков. И не только кондаков, но также и акафистов – жанра, к рассмотрению которого мы сейчас переходим.
Рождественские акафисты
Кондаки Романа Сладкопевца написаны живо и ярко – но они, к сожалению, вышли из церковного уротребления. Каноны Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина богаты своим содержанием, они отсылают нас к образам и сюжетам Ветхого и Нового Завета; но надо признать, что всё это очень непросто для восприятия недостаточно подготовленного читателя и, тем более, слушателя.
Возможно, именно по этой причине с каждым столетием и десятилетием всё большее распространение получают акафисты.
Акафист – это тоже многострофное произведение, как и древний кондак и канон. Но акафист обычно проще по языку, он имеет более четкую и понятную структуру. Первый акафист – это был акафист Богородице – появился не позднее первой четверти VII века. Имя его автора нам неизвестно. Позже стали появляться и другие акафисты – десятки, сотни, теперь уже тысячи. Изначально акафисты (кроме самого первого) не предназначались для пения в храме. Тем не менее, акафист всё чаще становится частью церковного богослужения.
На праздник Рождества Христова имеется несколько акафистов. Три из них, наиболее известные в настоящее время, были написаны русскими архиереями XX века: епископом Тихоном (Тихомировым), архиепископом Никоном (Петиным) и митрополитом Никодимом (Руснаком). Приведем хотя бы по три строфы (из 25) каждого акафиста. Они, в общем и целом, написаны на церковнославянском языке, но этот язык достаточно понятен. Что касается русского перевода акафистов, то подобные опыты нам неизвестны.
Из акафиста епископа Тихона:
В озбранный и прежде век от Отца Рожденный, Спас мира и Царь веков, яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам. Сей ныне волею плоть приим от Девы и, яко разумное Солнце Правды, сущим во тьме и сени смертней седящим Боголепно возсия. Приидите, возрадуемся, зряще Бога во плоти, в Вифлееме нас ради пеленами повиваема, и с волхвы и пастырьми Сему покланяющеся, велегласно возопиим: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.
А нгели древле у врат Эдема древу жизни отпадшаго Адама стрегуще, ныне же от веси Вифлеемския радость велию земнородным благовествуют, яже будет всем людем: яко родися Спас, Иже есть Христос Господь, в яслех безсловесных плотию младенствующе. Приидите, вернии, Матерь Спасову прославим, по Рождестве паки явльшуюся Деву, и со Ангелы и пастырьми песнь достойную в вертепе от Нея Рождшемуся воспоем:
Слава Тебе, Пребезначальное Слово, Бог сый, человек явивыйся;
слава Тебе, Боже Великий и Вечный, Своего Божества не отступльше, из боку Девичу воплотивыйся.
Слава Тебе, Сыне Божий — Сыне Девы, зрак раба приимшему;
слава Тебе, Слове Божий, Неизследиме, в юдоль нашего изгнания пришедшему.
Слава Тебе, Превечное Слово, истощанием странным от Девы миру возсиявый;
слава Тебе, Премудросте Божия и Сило, нас ради по нам обнищавый.
Слава Тебе, Невесты Пречистыя пребогатое Рождество, Егоже славы полны суть Небеса;
слава Тебе, возсиявшее Солнце Правды, Имже радости исполняется вся земля.
Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.
В идевше Творец и Зиждитель всяческих гиблема человека, егоже рукама созда, милосердствуя о нем, приклонив небеса, на землю сниде, высотою Царствуяй Небес, землею содеяся, – Егоже Отце прежде век раждает, да падшее обновит человеческое естество. Его зряще Самаго и Человека и Бога, ликовствующе со всеми небесными и земными, хвалящими предивное Божие снисхождение, вопием Ему: Аллилуия.
Из акафиста митрополита Никодима:
И збравый от всех родов пречистейшую Ангел Деву; и от Нея родивыйся плотию, Христе Боже наш, благодарственная приносим Ти раби Твои, Владыко. Ты же, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких нас бед свободи, зовущих:
Иисусе, Сыне Божий воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
А нгел множество собрася во Вифлееме, видети непостижное Рождество; и видевше своего Творца, во яслех яко младенца лежаща, удивишася! И страхом благоговеюще, Рождшагося и Рождшую боголепне почитаху, поюще таковая:
Слава Тебе, Сыне Божий, прежде век от Отца рожденный.
Слава Тебе, со Отцем и Духом вся сотворивый.
Слава Тебе, спасти погибшия пришедый.
Слава Тебе, даже до рабия зрака снизшедый.
Слава Тебе, взыскателю заблудших.
Слава Тебе, Спасителю погибших.
Слава Тебе, средостение вражды разрушившу.
Cлава Тебе, рай, преслушанием затворенный, паки отверзшу.
Слава Тебе, род человеческий неизреченно возлюбившу.
Cлава Тебе, на земли вертеп Небо явившу.
Слава Тебе, рождшую Тя Деву, Престол херувимский показавшу.
Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
В идяще безплотнии Ангели своего Владыку, от чистыя Девы плоть приемша, ужасошася! И друг ко другу реша: преславное сие Таинство непостижимо нам является быти: обаче дивяшеся неизреченному Того снизхождению, со страхом пояху: Аллилуия.
Из акафиста архиепископа Никона:
Р ождейся от Девы, пение небесное приявый, приими из сокровищ духовных мною возносимое Тебе песнопение: Иисусе Богомладенче, спаси нас!
О т ангелов благовестие приемше, во град Вифлеем духовно вшедше и Младенца в яслех узревше, радостно воспоим Ему:
Иисусе, ангелов ликование;
Иисусе, сердца моего взыграние.
Иисусе, всего мира ожидание;
Иисусе, небесное сияние.
Иисусе Богомладенче, спаси нас!
Ж ивущим верою путь пастырие указуют, тем же с ними и мы ликовствуя, поем Рождшемуся: Аллилуия!
Акафист архиепископа Никона содержит русский фразовый акростих: «Рождество Христово духом пою».